Театр по праву можно считать древнейшим оплотом человеческой культуры, а родиной театра традиционно называют Древнюю Грецию. Но у историков есть и другое мнение – первые представления были в Японии (театр «Кабуки») в 5 веке до н. э. А вот история нашего, русского театра началась гораздо позднее, в 12 веке и связана она с народным творчеством, обрядами и бытовыми зарисовками. В летописях 12 века находят упоминания о скоморохах и ярмарочных представлениях. Это было чисто народное творчество, оно высмеивало глупость, жадность, лицемерие и несправедливость богачей и было очень популярно среди простого народа. Настоящий официальный придворный театр возник в середине 17 века в правлении царя Алексея Михайловича (самого многодетного – 16 детей!) Актёрами были более «просвещённые» в этом деле жители немецкой слободы в Москве. Поначалу сюжеты были только евангельские, благостные и длились по 6-8 часов (с перерывами на обед). И только для домочадцев! Ну, а начало серьёзному, публичному театру в России положил его сын Пётр Идея была не нова – он позаимствовал её, путешествую по Европе. Но изменилось содержание: из развлекательного действие стало нраво- учительным, гражданским. Пётр Первый даже отправил дворянского сына Фёдора Волкова учится этому делу и взял под контроль строительство первого здания театра в городе Ярославле. После Петра Первого вступившая на престол его дочь Елизавета вошла в историю, как создательница главного Императорского театра в Петербурге в 1756 году. Это здание существует и по сей день: Александринский театр! Именно в нём в актёрский состав были приглашены женщины (!), но опять – строго иностранки. Началась мода на «домашние» театры в дворянских поместьях. В них играли крепостные, имеющие хоть какие-то таланты и способности к пению, музыке и перевоплощению. При Екатерине Второй в конце 18 века появился первый ШКОЛЬНЫЙ театр (не поверите где!) … в Славяно-Греко-Латинской Академии. Пьесы сочинялись учителями (о героях античности, о библейских сюжетах) и разыгрывались студентами. Условие было одно: только на латыни! И функция этого театрального направления плавно переходит в развивающую, в воспитательно-образовательную. К чему мы сейчас и пришли! Почти через 200 лет!!! Для чего же современной школе нужен ТЕАТР? И что дают школьнику занятия в театральном кружке или студии? Да, конечно же, театр нужен! Никто не сомневается в этом, потому что это то место, где ребёнок может примерить на себя разные социальные роли, образы… попробовать себя в разных ситуациях. Это то, что способствует его социализации, его самоопределению и самореализации. Ребёнок овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками соц. адаптации. Какие возможности предоставляет ребёнку театральная педагогика? 1. Раскрывается творческий потенциал. И чем раньше – тем лучше! Успешнее! И начинать лучше с 4-5 лет. Потому что после 10 лет это уже нереально сложно: хорошие, умные, дисциплинированные дети… но такие зажатые в тисках своих комплексов и страхов, что руководителю приходится быть ещё и немного психологом. 2. Занятия в театре развивают фантазию, воображение, внимание и память. Работа с этюдами – это интересно, но не просто. Здесь нужно уметь владеть своими эмоциями, чувствовать партнёра, но самое главное – научиться ИМПРОВИЗАЦИИ. Качество, которое очень востребовано в современном мире. Иначе говоря – КРЕАТИВНОСТЬ! 3. Театральные уроки развивают речевой аппарат, дикцию. Учат навыкам публичного выступления. Так же как и уроки сценического движения, пластики тела. Важно? Конечно! 4. А развитие коммуникативных навыков? Учиться общаться вживую, вне соц. сетей, находить общий язык со сверстниками, работать в КОМАНДЕ, поддерживать и СОПЕРЕЖИВАТЬ… то есть, развивать эмоциональный слух. То, что психологи называют ЭМПАТИЯ и без чего невозможно духовное, нравственное развитие человека. 5. Участие в мероприятиях – это воспитание самодисциплины и ответственности (тебе дали роль – это важно, не подведи!) 6. Театральные игры, репетиции – всё это прекрасный выход накопившейся в ребёнке энергии, выход её на новый уровень, который формирует художественный вкус и культуру поведения. 7. Ну, и конечно же, расширение словарного запаса, интеллектуальных способностей, реализация собственных амбиций и стремлений. И, наконец, при успешной реализации всех этих возможностей (а это хотя бы 2 года занятий в театральной студии) ребёнок начинает осознавать и формировать у себя те самые ключевые компетенции, которые должны стать образом его успешного будущего. |